В видеоролике рассмотрены вопросы:
- В чем суть метода?
- Что происходит на расстановках?
- Какие вопросы решает метод (Бесплодие. Алкоголизм. Болезни, особенно редкие или с неясным диагнозом. Психические заболевания. Повторяющиеся истории в роду, например: разводы или измены. Бизнес и деньги. Отношения с родителями.)
- Что можно почитать о расстановках?
- Эффективность метода зависит от человека, который его применяет. Как же правильно выбрать мастера, чтобы решить свой вопрос?
Видеоинтервью с Еленой Веселаго, практиком и преподавателем метода системных расстановок, вице-президентом международной ассоциации расстановок ISCA.
Выдержки из беседы
01:57Но все-таки: что такое расстановки? Еще раз об этом – о методе.
02:03
Е.В.: Когда я говорю о расстановках, то у меня есть очень много разных определений, рассчитанных на разную аудиторию.
02:09
И поскольку сегодня, я предполагаю, у нас аудитория достаточно большая
02:13
и совершенно необязательно, это профессионалы, какие-то специалисты,
02:17
то сегодня я хотела бы дать определение, которое, как мне кажется, подходит для всех.
02:22
Наверное, многие слышали о том, что есть бессознательное.
02:26
Наверное, у многих есть понимание, представление о том, что бессознательное управляет нашей жизнью
02:32
ничуть не меньше, чем сознание, а, возможно, даже и больше.
02:36
И первое, что я хотела бы сказать о расстановках: расстановки – метод, способ прочтения бессознательного.
02:43
Если во многих других психотерапиях и помогающих практиках бессознательное должно вычисляться по оговоркам, например,
02:52
по рисункам, по жестам, по чему-то неуловимому,
02:58
то в расстановках мы можем прочесть бессознательное достаточно прямо
03:04
или, по крайней мере, намного прямее, чем это в других методах психотерапии происходит.
03:07
А.С.: То есть нет вот той опосредованности, как она есть, например, в юнгианском анализе или где-либо еще.
03:12
Е.В.: Опосредованность есть. Но, на мой взгляд, вот эта прослойка между бессознательным и нами, как читающими это бессознательное,
03:23
на мой взгляд, эта прослойка гораздо тоньше, чем, возможно, в других методах помогающей практики и психотерапии.
03:29
И я хотела бы рассказать, как это происходит.
03:33
Само слово «расстановки» означает, что здесь что-то или кого-то расставляют. Это, действительно, так.
03:40
В расстановках расставляют людей. Эти люди называются заместители.
03:46
И в расстановках есть такой феномен - совершенно замечательный:
03:49
человек (я или любой другой, который сейчас нас слушает), будучи поставленным в роль,
03:56
значимую роль для клиентской истории, для клиентской проблемы,
04:01
может почувствовать вот это самое бессознательное.
04:04
Он может почувствовать чувства, эмоции, процессы, связанные с этими эмоциями,
04:10
которые непосредственно связаны с тем, что принес клиент, с его проблемой или с его историей, с его запросом, с его болью.
04:17
Это зависит от того, кто что принес.
04:20
И это совершенно замечательное явление, что незнакомый человек может «прочитывать»,
04:25
чувствовать без особой подготовки то, что происходит, что является сутью истории.
04:31
На мой взгляд, это очень большой прорыв в психотерапии, в помогающей практике.
04:35
То есть не нужно расспрашивать, не нужно знать, не нужно иметь идеи, версии. Можно просто, как я говорю, поставить и посмотреть.
04:43
Посмотреть не глазами, конечно. А поставить и почувствовать.
04:47
То есть внутрь попадут те чувства, которые имеют отношение к заявленной истории. Это первое, что касается расстановок.
04:55
А.С.: То, что ты описываешь, очень похоже на чудесность некую. Как это происходит? Сам механизм.
05:00
Как передается такая информация?
05:03
Е.В.: Нет строгой концепции, научного описания, которое бы полностью ответило нам на вопрос, как это происходит.
05:12
Сейчас расстановки находятся на том этапе развития, когда я могу постоянно свидетельствовать, что это происходит.
05:19
Но у меня нет четкой, понятной модели, чтобы описать, как это происходит.
05:26
Так, чтобы это описание было принято, например, учеными смежных областей или просто людьми.
05:32
То есть я это вижу каждый день. Каждый день, когда я делаю расстановки, я это испытываю. Но я не знаю, как это происходит.
05:38
Но это мне не очень мешает, потому что я знаю, при каких условиях это происходит с моей стороны.
05:45
Я не знаю, как это устроено, но я знаю, как это устроить. Если понятна разница.
05:52
Устроить это довольно просто, с одной стороны. С другой стороны, требуется некоторый процесс, который может возникнуть, а может – нет.
06:01
И основное условие здесь – доверие.
06:04
Представьте себе: ко мне пришел клиент и он делится своей проблемой или историей.
06:10
И я говорю: «Хорошо. Мы сейчас будем ее прочитывать с помощью расстановки».
06:14
И, например, клиент говорит: «Я очень сильно поругался со своей мамой».
06:18
«И мне очень больно, что мы поссорились опять и что мы не разговариваем уже неделю».
06:21
Я говорю: «Хорошо. Давай мы сейчас поставим тебя и твою маму».
06:31
И я предлагаю людям, которые входят в группу расстановочную (расстановки – метод, в основном, групповой), и я предлагаю людям встать в комнате.
06:37
Я говорю: «Пожалуйста, не будешь ли ты в роли этого человека. Пожалуйста, не будешь ли ты в роли его мамы».
06:41
И эти люди встают, и эти люди начинают чувствовать.
06:45
И что произошло. Я так это просто описываю. Но что произошло.
06:49
Произошло то, что клиент доверил мне не просто свою историю, а суть своей истории.
06:58
Я доверяю группе и приглашаю двух людей, которых, скорее всего, вижу впервые: «Пожалуйста, встаньте и, пожалуйста, будьте».
07:06
И через меня клиент тоже доверяет группе, что два незнакомых человека встанут и будут. То есть как это устроить. Такая цепочка доверий.
07:16
А как это происходит на уровне электронов, фотонов или чего-нибудь еще – я не знаю.
07:23
А.С.: Сейчас известно, что изучается в некоторых расстановочных сообществах, как это происходит, и, возможно, когда-нибудь мы узнаем, как это происходит.
07:31
Е.В.: Я всегда про это говорю: возможно, кто-нибудь уже это знает, просто с этим человеком мы еще не поговорили.
07:38
А.С.: Об этих связах нашей личной истории с историями нашей семьи.
07:45
Может быть, сейчас немножко об этом поговорим, потому что, мне кажется, очень много мы поднимаем,
07:50
в первую очередь, семейного материала, когда идем в расстановки.
07:52
Е.В: Да. Расстановки – это не только способ чтения сути истории, бессознательной сути, сути из бессознательного,
08:01
но это еще и способ увидеть связи этой истории с другими историями.
08:04
Тоже, наверное, ни для кого не секрет, что многие проблемы идут из детства.
08:08
Многие уже догадываются, что, скажем, какая-то клиентка приходит и говорит:
08:12
«Наверное, мои проблемы в отношениях с молодыми людьми потому, что папа меня сильно бил в детстве. Наверное, поэтому я не верю мужчинам».
08:20
Многие догадываются об этом. Многие знают. И это многократно описано и в специальной литературе, и в популярной литературе.
08:27
И в расстановках можно прочесть эту связь.
08:31
Можно не догадываться о ней, можно не вычислять ее, не брать какую-то модель, чтобы эта связь проявилась, а можно снова поставить и посмотреть.
08:41
То есть приходит клиентка и говорит: «У меня проблема с моим мужем».
08:43
Можно поставить клиентку, можно поставить ее мужа. Можно поставить еще одну фигуру, пока ее не называть.
08:48
И тут мы увидим, что рядом с мужем такой тенью появляется, например, папа и он, например, замахивается рукой.
08:54
И тогда мы видим: речь идет о том, что муж перепутался с папой в ее бессознательном. И это очень, мне кажется, сейчас известная идея.
09:03
Но это еще не все. Это не все, что могут расстановки.
09:07
Расстановки могут прочитывать связи наших сегодняшних историй с историями из прошлого нашей семьи.
09:15
То есть с историями наших родителей, с историями наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, их братьев и сестер. И так далее.С нашим родом.
09:23
Насколько далеко это уходит. Это может очень далеко уходить.
09:26
Для большинства расстановок это три-четыре, максимум пять поколений. Иногда бывает сильно дальше.
09:32
Расстановки открыли, что наши проблемы так называемые очень часто не являются нашими первичными проблемами. Они не совсем наши.
09:40
Они являются тенями, продолжениями, резонансами к тому, что происходило в прошлом в нашей семье.
09:49
Причем, что интересно: независимо от того, знаем мы это или не знаем.
09:53
То есть я могу не знать, например, как погиб мой прадедушка на войне.
09:56
Но в расстановке видно то, что он переживал, умирая, например, в концлагере.
10:01
Это до сих пор живо в каком-то месте, куда есть доступ у меня как у потомка.
10:07
Это место в расстановках, куда есть доступ, принято называть полем.
10:13
И для меня поле (я хочу особенно это подчеркнуть) это технический термин.
10:18
Я не готова сравнивать мое понимание поля с пониманием поля у какого угодно еще автора.
10:24
Это просто технический термин, чтобы назвать как-то то место, где есть эти связи, и связи могут быть прочтены.
10:33
То есть можно сказать, что мы читаем связи из поля.
10:35
А.С.: Что для тебя поле все-таки? Можешь определение дать?
10:39
Е.В.: У меня нет четкого определения.
10:43
Я познаю поле в своем опыте, в своей практике, расстановочной практике как расстановщика и как наблюдателя.
10:49
Разумеется, я много наблюдаю расстановок, которые делаю не я – которые делают другие люди.
10:53
Для меня поле – это место, которое не принадлежит ни мне, ни клиенту, ни кому-нибудь еще.
10:59
То есть оно всеобщее. В нем есть все чувства всех людей за все времена, независимо от того, где эти люди, живы ли они сейчас или они уже умерли.
11:08
Также в поле есть связи между этими чувствами, так называемые резонансы, когда сегодняшняя история и прошлая история связаны между собой.
11:18
И также в поле есть движение.
11:20
Очевидная мысль, что, например, боль Второй мировой войны, Великой Отечественной войны до сих пор жива. И сегодня как раз 22 июня.
11:31
А вот, например, боль войны 1812 года не такая сильная сейчас. И некоторые вообще ее не ощущают. Она почти угасла.
11:40
То есть в поле есть движение. И, например, движение войны 1812 года для большинства семей закончено.
11:47
А движение войны Великой Отечественной, Второй мировой для большинства семей еще не закончено.
11:53
А.С.: Это связано с временем?
11:55
Е.В.: Это связано не только с временем.
11:57
Это связано также с тем, какие усилия общество делает для того, чтобы жизнь продолжалась, а прошлое оставалось в прошлом.
12:07
Это связано с качеством памяти.
12:12
Память может быть работающей: когда мы кланяемся прошлому, видим прошлое и идем дальше в свою новую историю.
12:22
Память может быть также болезненной: когда мы смотрим в прошлое, смотрим в прошлое и там так трудно,
12:28
что мы не может оттуда выйти, и часть нашего внимания, часть нашей жизни, сегодняшней жизни все еще глядит в прошлое.
12:34
И что интересно. Память о Великой Отечественной войне, как ни странно, несмотря на то что война ближе по времени,
12:45
немножко легче, чем память о гражданской войне.
12:49
Потому что мы больше смотрим в Великую Отечественную войну, во Вторую мировую войну.
12:53
Хотя бы потому, что есть кинематограф, уже есть фильмы, уже написаны тексты, уже сделана социальная работа,
12:59
есть могилы, есть ритуалы, есть парад, в конце концов, есть музеи, и так далее.
13:04
Гражданская война еще не так обработана обществом, поэтому такая тянущая, болезненная, непроявленная,
13:11
отвлекающая от сегодняшней жизни память в отношении гражданской войны гораздо сильнее.
13:16
А.С.: То есть это связано не столько с ходом времени, сколько с усвоением некой энергии.
13:21
Е.В.: С работой.
13:22
А.С.: Есть некая энергия, которая не усвоена, и она хочет быть усвоена.
13:25
Е.В.: Это связано с той работой, которую делают поколения.
13:28
Эта работа зависит, конечно, от времени, но не линейным образом.
13:32
То есть могут быть дальние события, отголоски которых все еще живы. А более близкие события обработаны уже.
13:40
А.С.: Лен, есть ли какие-то закономерности, замеченные в ходе практики?
13:44
Например: «Если моя мама сделала аборт, то у меня будут проблемы с деторождением». Это например.
13:50
Или если у кого-то были проблемы с бизнесом, то я обречена на вот такую-то проблематику.
13:59
Е.В.: Это такой лукавый вопрос.
14:01
А.С.: Лукавый. Да.
14:03
Е.В.: С одной стороны, такие закономерности есть. С другой стороны, пользоваться этими закономерностями неверно.
14:12
Потому что два раза они сработают, а на третий раз это будет очень большая ошибка, которая касается человеческих жизней.
14:19
Конечно, работа, например, с женщинами, которые хотят детей.
14:24
Конечно, я замечаю, что очень часто в истории жизни семьи таких женщин есть в поколении матерей много абортов,
14:32
а в поколении бабушек смерти детей от голода или от лишений в годы войны.
14:39
И это будет верно один раз, это будет верно второй раз.
14:42
А в третий раз ко мне придет женщина, у нее все это будет на уровне фактов в ее истории
14:47
(то есть ее мама делала много абортов, ее бабушка теряла детей во время войны),
14:50
но это не то, что влияет на ее историю.
14:53
Чем хороши и интересны расстановки, именно тем, что это влияние открывается прямо в момент расстановки.
15:03
Очень неверно: смотреть на чужую расстановку и думать: «О, наверное, у меня так же. У меня такие же факты и, скорее всего, такая же причина».
15:16
Это неверно! Резонируют не факты – резонируют состояния.
15:22
Поскольку мы не знаем, как переживала каждая мама свои аборты, то мы не знаем, имеют ли они значение.
15:29
Потому что эти переживания не являются шаблонными – они являются живыми.
15:33
Это живые человеческие переживания.
15:35
Именно потому, что они каждый раз разные при одинаковых фактах, мы не можем это влияние вычислить.
15:41
Но расстановки его показывают. То есть надо поставить и посмотреть.
15:44
Надо поставить женщину, нужно поставить ее мечту о ребенке, нужно поставить что-нибудь еще и посмотреть, кто придет.
15:51
А.С.: У меня к тебе мистический такой вопрос: зачем полю это нужно?
15:55
Какие закономерности есть в поле, что оно так себя проявляет в нашей психике, в нашей жизни, в нашей душе?
16:05
Е.В.: Когда я с ним разговариваю об этом… Я разговариваю с полем очень просто.
16:12
Я задаю себе вопрос, освобождаю внутри себя место для ответа и получаю туда ответ.
16:17
Когда я это делаю… У меня есть ответ. Не знаю, всем ли он подойдет. Ответ у меня такой.
16:25
Похоже, что непрожитое, забытое, непроявленное, сложное (потому и непрожитое), трудное,
16:34
очень похоже, что все вот это очень хочет быть проявленным и прожитым.
16:39
Как будто есть что-то, что хочет большой целостности, если какая-то история была не завершена, не прожита, отвергнута, прекращена.
16:52
Например, бабушка только что вышла замуж – и тут война.
16:56
И ее движение в счастливую семейную жизнь было жестоко прервано.
17:01
Ее мечта о семье была прекращена. Ее практика семьи была прекращена.
17:08
То вдруг ее внучка понимает, что не может быть в долгих отношениях с мужчиной,
17:13
она рвет отношения каждый год, потому ее бабушка прожила всего год со своим мужем.
17:19
Как будто поле ищет, чтобы внучка смогла сделать шаг и жила дольше со своим мужчиной.
17:27
Как будто поле хочет, чтобы эта история утраты превратилась в другую историю.
17:34
Если бы я могла говорить от лица поля… Конечно, у меня нет такого права, но у меня есть опыт.
17:40
То я вижу так: как будто все забытое и недопрожитое хочет быть прожитым. В частности – через нас.
17:48
А.С.: Через нас – потому что мы потомки.
17:50
Е.В.: Потому что мы живые.
17:51
А.С.: Потому что мы живые.
17:53
Е.В.: Поле живет здесь через живых. А бабушка мертва.
17:59
Если она жива, но очень стара, то она не может жить историю юного брака. Эта история другого возраста.
18:09
А.С.: Я хочу еще поговорить о расстановках как о методе и найти его границы среди других помогающих практик.
18:17
Давай посмотрим две совершенно разные границы.
18:20
Одна – расстановки и психотерапия. Будем вообще о психотерапии в целом.
18:26
Вторая – расстановки и, назовем, «эзотерика», «ясновидение».
18:30
Мистический флер поля все равно нас туда ведет.
18:34
Я знаю многих людей, которые сравнивают и которые говорят: «Расстановки – это что-то эзотерическое».
18:41
Также есть и другие люди…
18:43
В энциклопедии Карвасарского, например, расстановки называются системно-феноменологическим подходом, и там это психотерапия.
18:50
Где эти границы?
18:53
Е.В.: Я бы начала с того… Я не знаю, кто владелец терминов «эзотерика» и «психотерапия». Не я, по крайней мере.
19:01
Я предполагаю, что на каждый термин найдется много определений и много владельцев этих определений,
19:08
поэтому я сейчас как бы с другой стороны зайду.
19:11
Я не знаю, какое правильное определение психотерапии, какое правильное определение эзотерики.
19:14
Я сейчас зайду со стороны расстановок.
19:17
Мое представление об эзотерике, о ясновидении. Я не ясновидящая – я расстановщик.
19:24
Мое представление о ясновидении состоит в том, что ясновидящий может прозревать события по своей воле.
19:32
Возьмем расхожий пример из желтой прессы.
19:36
Приходит жена к гадалке и говорит: «Посмотри, пожалуйста, не изменяет ли мне мой муж со своей секретаршей».
19:41
Гадалка крутит стеклянный шар и говорит: «Изменяет, изменяет».
19:45
«Вот аккурат сейчас на Владимирском проспекте, дом девять он именно этим и занимается».
19:50
Она может увидеть, где он сейчас и что он сейчас делает.
19:53
Или, например, кто-то пропал, скажем, пожилой человек, и ясновидящая может увидеть,
19:58
жив человек этот или умер и где он. В лесу, например, заблудился, или утонул, или что-то с ним произошло.
20:04
Расстановщики всего этого не могут.
20:06
Отличия в том, что расстановщики могут ощущать чувства в резонансе с другими чувствами,
20:13
в том числе из прошлого. Но мы не может знать события.
20:18
Перевод чувств в события может сделать клиент.
20:23
Например, если он видит, что в расстановке появился человек, и он, например, хромает,
20:30
и у него, например, в руках что-то, похожее на ружье, то он может сказать:
20:33
«Так это же мой дедушка. Он после ранения на войне хромал на правую ногу».
20:37
«И смотрите: тот, кто участвует в расстановке в роли дедушки, тоже хромает. Я понял».
20:44
Но я-то не знаю. Если он мне не сказал, что его дедушка хромает, то у меня никакой информации об этом нет.
20:49
В этом смысле расстановки не ясновидение.
20:51
Перевод того, что проявляется в расстановке, это движение, это чувство - в событие, – дело клиента.
20:58
В той или иной степени, удачное. Зависит от того, насколько у него много информации.
21:02
Если он не знал, что его дедушка хромает, если, например, его дедушка умер и он его никогда не видел,
21:06
и никто ему не сообщил, что дедушка хромал, то он его и не узнает.
21:09
А.С.: Иногда мы в расстановках просто переживаем некий опыт, но не интерпретируем его.
21:14
И нет узнаваемых событий, как это было бы в чем-то мистическом…
21:18
Е.В.: Да. К счастью, на результат расстановки это не влияет практически никак. Это, конечно, приятно.
21:22
Это как будто встреча с живым дедушкой. Многие этого хотят. И что это происходит.
21:27
Но все-таки это не всегда происходит. И все-таки это не является обязательным.
21:30
Это то, что касается ясновидения.
21:33
Кроме того, я знаю: у ясновидящих есть своя этика. У расстановщиков тоже есть своя этика.
21:40
Я не могу прочитывать поле любого человека, которого я встретила в метро или на улице.
21:46
Насколько я знаю, у ясновидящих - тоже. Но у ясновидящих технически проще.
21:53
Я могу отправиться в поле другого человека при нескольких условиях.
21:58
Первое условие. Он доверяет мне себя. То есть он доверяет мне чувствовать, знать его состояние.
22:05
Второе условие. Я должна быть готова его чувствовать.
22:09
И эта готовность должна быть «слепой» в хорошем смысле этого слова. Я не знаю, что там будет.
22:13
Он говорит, например, что у него проблемы с деньгами,
22:14
а через пять минут мы узнаем, что его изнасиловал отец или произошло еще что-то ужасное.
22:21
И когда я говорю «да», я согласна абсолютно на все, на все, что будет.
22:25
И это мое интуитивное «да» - мое второе условие.
22:28
Если работа происходит в группе, то приглашаются другие участники на роль его, его мамы, папы,
22:34
кого-то еще, и у них тоже должно быть большое, по-хорошему слепое «да».
22:44
Кроме того, мы знаем, что мы делаем расстановку, для того чтобы не просто увидеть суть и увидеть возможные связи,
22:52
но для того чтобы эти связи были прекращены.
22:55
Тут есть такой аспект, что я, соглашаясь на расстановку, на удачную расстановку
23:00
(разумеется, я хочу сделать удачную расстановку),
23:03
я также соглашаюсь на то, что человек, сидящий рядом со мной, будет исцелен, что его проблема будет решена, что он будет счастливый.
23:09
И, возможно, что он будет счастливей, чем я. Вот такой еще есть вызов.
23:13
У меня иногда спрашивают: «Можешь ли ты делать расстановки миллионерам, миллиардерам,
23:17
если им нужно купить восемнадцатую яхту? И кто может делать расстановки людям, кому нужна восемнадцатая яхта?»
23:22
Да, я могу делать расстановки людям, у которых восемнадцатая яхта,
23:25
потому что я могу выдержать, что рядом со мной владелец восемнадцати яхт.
23:28
Но если я не могу выдержать, что рядом со мной счастливая женщина или рядом со мной удачливый мужчина,
23:33
я не могу сделать эту расстановку.
23:35
Здесь есть вот такое «да» как перед тяжелым, так и перед счастливым.
23:38
Насколько я знаю, у ясновидящих таких ограничений нет. Насколько я знаю. Я, может быть, не все знаю. Что касается…
23:46
А.С.: Границ с психотерапией…
23:48
Е.В.: Да. Связи с психотерапией.
23:50
Во-первых, психотерапия очень разнообразная. Расстановки тоже очень разнообразные.
23:55
Есть психотерапия вербальная, где говорят. Есть психотерапия арт, где рисуют, например, или танцуют.
24:02
Есть психотерапия, похожая на театр, на перфоманс. Есть психотерапия еще всякая, где анализируют сны, например.
24:09
Есть песочная терапия: фигурки в песочке. Есть разная психотерапия. Масса всяких методов.
24:15
Но, может быть, если попытаться одно или два глобальных отличия выделить расстановок от других видов психотерапии.
24:24
В расстановках довольно мало идей о том, как устроена жизнь, как устроена психика, как устроен мир.
24:36
То, что я до этого момента рассказала, это почти все.
24:39
Там, может быть, осталось еще два пункта, которые мы помянем позже. В общем, это почти все идеи.
24:44
Нет глобальных идей о субличностях, о внутреннем ребенке, о чем-то еще.
24:51
О функциональных системах и дисфункциональных системах. Таких идей в самих расстановках нет.
24:56
Расстановки принимают любые идеи того, кто их делает.
24:59
Поэтому есть как психоаналитические расстановки, так и, например, астрорасстановки для астрологов.
25:05
Так, например, системные семейные классические расстановки, где речь идет о семейных системах.
25:10
Расстановки – подвижный метод.
25:13
И его исполнение очень зависит от того,
25:17
на какой философской, технологической, социальной и так далее платформе, парадигме выступает автор расстановок.
25:25
Расстановки очень разные.
25:27
А.С.: То есть зависит от личности расстановщика, в первую очередь.
25:29
Е.В.: Очень. Не столько от личности даже, сколько от двух вещей.
25:36
От его убеждений и моделей (никто из нас не свободен).
25:41
И от его травматической истории (я бы так это назвала): где ему больно.
25:47
В том числе - от системной травматической истории: где больно его семье.
25:51
Может, ему самому как-то, но если в его семье были репрессии, то работать с репрессиями он будет иначе,
25:57
чем человек, в семье которого репрессий не было.
26:00
То есть качество расстановки очень сильно зависит от того, к чему принадлежит сам расстановщик.
26:05
Какова его философия, какова его травматическая история и каковы его большие принадлежности, большие лояльности.
26:13
Такие как: к какому народу он принадлежит, в какой стране он родился,
26:18
какую религию он исповедует, если исповедует, какую философию он для себя принял.
26:24
Такие вещи значительно влияют.
26:27
А.С.: Я хочу обратиться к мифам, которые вокруг расстановок.
26:31
Любой популярный метод рождает вокруг себя мифы.
26:35
Один из мифов – «расстановки равно ясновидение». Об этом мы немножко поговорили.
26:40
А есть еще такой миф: достаточно прийти на расстановку и завтра моя жизнь будет вишневый сад.
26:46
Если я хочу замуж и я пришла на расстановку, то точно выйду замуж и точно за Васю,
26:51
потому что я из-за Васи пришла работать.
26:53
Расстановка как таблетка от всех бед. Давай немножко развенчаем эту историю.
26:59
Е.В.: То есть ты хочешь развенчать?
27:00
А.С.: Да, я хочу развенчать, потому что ко мне приходят такие клиенты и я развенчиваю это.
27:05
А здесь мы сделаем это на большую аудиторию.
27:08
Е.В.: Я все-таки скажу, что такое может быть.
27:10
А.С.: Может?
27:11
Е.В.: Да, такое может быть. Человек двадцать лет пытается решить свою проблему, пришел на расстановку,
27:16
и проблема, наконец, решилась. У меня самой есть такой опыт как у клиента.
27:20
А.С.: И у меня есть такой опыт как у клиента.
27:21
Е.В.: Такое бывает. Но это не значит, что я такое обещаю, гарантирую и такое продаю.
27:26
Но такое время от времени бывает.
27:28
Просто, расстановки – это метод, у которого есть возможности, которых нет в других методах.
27:32
В свою очередь, в других методах есть возможности, которых нет в расстановках. То есть это взаимно.
27:37
Что касается быстрого решения всех проблем…
27:42
А.С.: И сбытия мечт… У меня есть желание, я тут посижу немножко,
27:47
а вы там поработайте и сделайте расстановку, и мое желание исполнится.
27:49
Е.В.: Я бы провела различие между мечтой как описание («хочу замуж») и мечтой как внутреннее движение.
27:59
В расстановках есть такое… В расстановках многое описывается очень романтически, как стихи.
28:07
В расстановках есть такой термин… Это термин… Движение души. Это термин.
28:12
И вот если я словами говорю, что «хочу замуж»,
28:16
но мое движение души, что я хочу писать диссертацию,
28:20
то расстановки, скорее, мне помогут писать диссертацию, чем выйти замуж.
28:24
То есть расстановки, скорее, видят движение моей души, чем то, что я заявляю.
28:31
И поэтому когда клиент садится на группе рядом с расстановщиком и озвучивает свою мечту,
28:38
то на момент озвучивания мы не знаем, является ли это чужой формулой, или является движением души.
28:44
В движениях души расстановки помогают очень хорошо.
28:48
А в реализации чужих формул они помогают очень плохо.
28:51
Поэтому совпадение между начальной формулой и результатом может быть каким угодно.
28:58
Но оно какое угодно, в большей степени, потому, что то, что человек заявляет вначале, очень часто чужое.
29:05
Я, знаете, иногда так шучу. Человек открыл какой-то журнал, а там написано: «Пять признаков счастливой женщины».
29:09
Он вырвал эту страничку, пришел ко мне и говорит: «Сделайте мне вот это».
29:12
А я скажу: «Нет. Я не знаю, какое отношение это имеет к тебе».
29:16
Может, тут все про тебя и это все твои пять пунктов. А может, тут все ложь про тебя.
29:22
То есть расстановки очень хорошо сбывают мечты, насыщенные энергией.
29:29
Настоящие. Собственные. Личные.
29:31
А не наведенные из журнала, например. Или от мамы. Или от подружки.
29:36
Вообще в социуме витает масса идей.
29:38
Время от времени мы их присваиваем, считаем своими и не различаем, что они чужие.
29:42
В этом смысле расстановки и сбывают мечты, и не сбывают.
29:47
Просто надо эту мечту рассмотреть попристальнее на этапе ее формулировки.
29:51
Это что касается развенчивания…
29:55
Я бы сейчас хотела сказать пару слов о процессе. Чего могут расстановки, а чего не могут.
30:01
Я сказала, что мы можем «читать» связи с прошлым.
30:04
Но я еще не успела сказать, что мы можем размыкать эти связи с прошлым. Суть в этом.
30:09
Суть не в том, чтобы жить истории наших бабушек.
30:11
А суть в том, чтобы история бабушек осталась в прошлом с бабушками,
30:13
а наша история была свободна от истории наших бабушек, и мы начали свою историю.
30:17
Расстановки могут вот это.
30:19
Они могут это, и на этом расстановка завершается.
30:24
И, свободная от истории своей бабушки, я иду и живу свою историю.
30:29
И будет она такой, какую я имела в виду два часа назад, до начала расстановки,
30:32
или будет она совершенно другой, мне как расстановщику неизвестно.
30:38
Я могу как расстановщик освободить жизнь клиента от прошлого.
30:45
Я, конечно, очень нагло так говорю, но иногда это у нас получается. То есть это возможно.
30:50
Но в этой своей освобожденной жизни куда клиент пойдет, вот это мне неведомо.
30:56
И поэтому, когда меня в конце расстановки спрашивают: «Ну, что… Что теперь будет?»,
30:59
- я говорю: «Не знаю». Будет другая жизнь.
31:04
Немножко развенчали, а немножко – наоборот.
31:08
А.С.: Еще один миф. На мой взгляд, очень популярный и интересный.
31:12
Он про то, что мы проживаем эти истории через тела других людей.
31:20
Через их психику, через их души, через их чувства. Это те самые заместители.
31:24
Е.В.: Да. Это те, кто участвует в расстановке. Они называются заместителями.
31:27
А.С.: Да. Да. И есть миф о том, что эти люди как бы хапают на себя тяжелую историю, тяжелую энергию.
31:33
Потом что-то вредное с ними происходит. Что здесь? Как с этим быть?
31:39
О чем это вообще? Что происходит с заместителями?
31:42
Е.В.: Да. Они живут чужие истории. С ними именно это происходит.
31:46
Причем, на тот момент, когда они соглашаются жить эти истории,
31:48
как я уже это говорила, они не знают, что там будет. Там будет жизнь. Жизнь такая, какая она есть.
31:54
А не такая, какая нам кажется правильной. Расстановки очень далеки от морали.
32:00
И вообще от всяких представлений о жизни. Они близки к жизни, как она есть - без всяких представлений.
32:04
Например, кто-то считает, инцест невозможен,
32:07
то в расстановках истории инцеста, разумеется, проявляются, потому что они возможны в жизни.
32:12
И если кто-то считает, что нехорошо, когда мужья изменяют,
32:15
то в расстановках эти истории становятся видны, потому что мужья изменяют.
32:20
Если кто-то считает: совершенно ужасно, что дети умирают,
32:24
то в расстановке бывает видно, что этот ребенок умер. То есть бывает все, что бывает в жизни.
32:31
И это бывает, в том числе, очень неожиданно, очень трудно. Это взрывает представление о реальности.
32:36
Поэтому – да: многие, особенно впервые пришедшие на расстановку и увидевшие все это,
32:41
испытывают неопределенность. Потому что им казалось: мир хорош.
32:48
Или им казалось: должно быть вот так. А мир хорош, но он всякий. И не такой, каким нам казался до…
32:54
Несмотря на то что я уже десять лет делаю расстановки и шестнадцать лет активно в них участвую,
33:00
я в каждой расстановке вижу то, чего я раньше не видела.
33:03
Мои представления о мире раздвигаются с каждой расстановкой.
33:10
Я даже боюсь представить, что происходит с новичками.
33:13
Чем жестче представления, тем больше удар вас ждет. Чем мягче представления, тем это будет легче.
33:20
А.С.: То есть условно этот вред, это плохое самочувствие
33:24
возникает из-за того, что я встретился с чем-то, что для меня очень болезненно.
33:30
Е.В.: Да. С чем ты не хотел встречаться.
33:32
А.С.: С чем ты не хотел встречаться. Что для меня так или иначе даже табуировано.
33:36
Е.В.: Да. И я еще хочу отметить про чужие истории.
33:40
Расстановки – это не единственное место, где можно наблюдать чужие истории.
33:45
И вообще за свою историю человечество создало, я бы сказала, очень известные места,
33:52
где мы наблюдаем чужие истории. Это такие известные места, как театр. Древнейшее изобретение.
33:56
И такие места, как кино. Это более новое изобретение.
33:59
То есть мы идем в театр, чтобы наблюдать там.
34:04
Возьмите любую итальянскую оперу: там обычно горы трупов, измены, убийства и так далее.
34:09
И люди ходят на них, сейчас уже столетиями, и смотрят, и впитывают.
34:14
А.С.: Зачем они это делают? Зачем мы это делаем?
34:17
Почему нас тянет на переживания, которые, вроде бы, не наши,
34:21
но такое ощущение, что наша душа за счет этих переживаний становится немножко больше.
34:24
Е.В.: Да. Да. На чужих историях мы проживаем свои истории.
34:29
Мы смотрим, как Отелло спрашивает Дездемону… да… и думаем: «Ой».
34:36
И проживаем, каково ему сейчас, каково ей сейчас.
34:40
То есть расстановки – это не единственное место, где люди проживают чужие истории.
34:43
И склонность проживать чужие истории, тяга, я бы даже сказала, страсть проживания чужих историй…
34:48
Кстати, актерам хорошо знакома эта страсть… Она существует.
34:54
Отличие расстановок от театра есть, и оно очень серьезное. Расстановки – это жизнь.
34:59
Соответственно, театр - это постановка. В театре всегда есть автор. Режиссер. Автор сценария. Автор книги.
35:05
Несколько авторов иногда. Авторы делают некую оболочку для истории.
35:12
Например, посмотрев в кино, как Анна Каренина бросилась под поезд,
35:17
мы потом можем открыть критическую статью, и там будет сказано, что имел в виду автор.
35:22
Что он хотел этим сказать. Не Анна бросилась под поезд. Автор что-то хотел сказать – это он ее придумал.
35:28
В расстановках тоже бывают истории: кто-то бросился под поезд, но там нет автора,
35:33
который бы объяснил нам, что здесь имелось в виду.
35:37
И этот вызов реальности (это реальная история) – то, с чем встречаются наблюдатели расстановок.
35:43
Мы видим эту историю. А что имелось в виду – мы не знаем. И тогда нам приходится самим это решать.
35:51
Иногда это что-то такое большое, я бы даже сказала, великое и совершенно неизведанное,
35:57
что мы не знаем, что тут решить.
35:58
И бывает так: человек сходит на расстановочную группу, потом два месяца размышляет: что бы это могло быть.
36:04
Он пытается эту историю обработать.
36:07
Опытные участники уже не пытаются. Просто наслаждаются жизнью.
36:11
Тем, как она проявляется в расстановках.
36:13
Менее опытные, которым хочется все понять и сложить в некие стопочки с надписями, пытаются это делать.
36:20
Зато у них потом голова болит обычно.
36:22
Когда мне жалуются, что после расстановок болит голова, я говорю:
36:24
«Наверное, ты пытался понять, что здесь имелось в виду. Я не знаю - и ты не узнаешь».
36:30
Есть такие явления. Мы склонны впитывать в себя чужие истории. Даже то, что происходит на улице.
36:37
Вы идете по улице и слышите визг тормозов и крики. Дальше что происходит: вы оглядываетесь,
36:42
и видите вокруг машины и сбитого человека
36:46
стоят десять, двадцать или сто человек с айфонами и снимают это. Они все бросились туда снимать это.
36:51
Все яркие события, которые происходят на улице, тут же окружают люди и начинают смотреть.
36:56
А когда появились телефоны, они стали это снимать. Люди хотят впитать в себя реальность.
37:01
Особенно пиковую реальностью. Такую, как, например, автокатастрофа.
37:05
А.С.: Именно поэтому в расстановках чаще всего проявляется пиковая реальность.
37:08
Е.В.: В расстановках проявляется пиковая реальность. Да, конечно.
37:11
Это то, что забыто, исключено, недопрожито. Расстановки ярче и жестче, чем обыденная жизнь.
37:21
Хотя это тоже обыденная жизнь, но это пики обыденной жизни, которые влияют и которые влияют
37:26
иногда даже сквозь десятилетия, иногда столетия.
37:30
А.С.: Да. Давай вернемся с тобой к психологической помощи и к нашим клиентам.
37:37
С каким запросом мне как клиенту имеет смыл идти на расстановку?
37:41
С каким запросом не имеет смысл идти на расстановку?
37:43
Может быть, имеет смысл пойти к другому помогающему практику, психологу, психотерапевту и так далее.
37:49
Е.В.: Здесь есть два момента.
37:52
Первый момент. Расстановки имеют мало отношения к тому, как вы формулируете запрос,
37:59
но имеют много отношения к тому, в каком состоянии вы находитесь в отношении своего запроса.
38:04
Просто прийти и сказать: «Хочу квартиру, машину и замуж», - это замечательный запрос,
38:09
но если в нем нет состояния, которое было бы открыто, то есть человек ничего по этому поводу не переживает
38:14
или не позволяет себе переживать, то в таком виде на расстановки лучше не ходить.
38:19
Если переживания нет, то я как расстановщик не могу уловить, что происходит,
38:24
и не могу поставить фигуру, и не могу прочесть это переживание.
38:27
Фактически это означает, что вы не хотите открывать ваше переживание.
38:30
Я уважаю ваше нехотение. Это первое.
38:34
Второе в отношении применения расстановок, второе, что очень важно.
38:39
Расстановки – это не коробочный метод. Это не что-то одинаковое. Это очень личностный метод.
38:47
Современные расстановки - это большое количество подходов, технологических и философских.
38:55
Один расстановщик может владеть подходами и философией, например, работы с травмой,
39:02
и к нему можно прийти, даже если, например, мама умерла две недели назад и человек находится
39:06
в очень тяжелом травматическом состоянии.
39:08
Но если расстановщик владеет подходом, полевым подходом,
39:12
как иметь дело с травмой, утратой, то расстановщик может работать.
39:17
Другой расстановщик не может работать с этим, потому что это отдельная отрасль.
39:21
В расстановках есть отрасли.
39:23
Поэтому самый лучший ответ на вопрос: подойдет ли мне расстановка…
39:27
Мне этот вопрос все время задают, и у меня на него давно есть ответ. Ответ такой.
39:32
Если вы думаете, подойдет ли расстановка, сделайте такие действия.
39:42
Идите в интернет и найдите любой сайт, где есть какие-либо расстановщики.
39:47
Выберите оттуда кого-нибудь как угодно: по лицу; по регалиям; по тому, что это женщина, как и я;
39:53
или по тому, что это мужчина, то есть не женщина; или еще как-нибудь.
39:57
По любым критериям - разумным или неразумным. Неважно. Выберите кого-нибудь.
40:02
И представьте себе, что вы туда пришли. И представьте, каково вам.
40:08
Если вы выбрали кого-то и представили себе, что пришли,
40:12
а внутри вас начинает что-то разворачиваться, шевелиться…
40:15
И поскольку это движение, то вполне можете звонить этому человеку,
40:19
убедиться, что по телефону происходит то же самое, и прийти к нему потом на группу.
40:23
Если, какие бы регалии у него ни были, сколько бы он ни обещал, сколько бы это ни стоило,
40:28
где бы это ни находилось, но, если при внутренней встрече, при воображаемой встрече с ним
40:35
у вас внутри что-то сжимается, что-то прекращается, надежда подсыхает, что-то становится мельче, вам не туда.
40:47
Каким бы он ни был.
40:48
В первом случае, каким бы он ни был, вам туда.
40:50
Даже если он ученик, который делает свою первую группу в жизни.
40:53
Он так и написал: «Я делаю первую в своей жизни расстановочную группу».
40:56
Вы прочли это объявление где-нибудь на Фейсбуке, и вы чувствуете, что это тот человек, который вам нужен.
41:00
Пожалуйста, идите туда.
41:02
Если вы чувствуете, что это не тот человек, который вам нужен, пожалуйста, не ходите туда.
41:07
Соприкосновение вашего состояния с состоянием расстановщика:
41:13
если оно дает движение, то этот метод подходит и этот человек подходит.
41:17
Если это не дает движения, вам не подходит либо этот человек, либо метод. Этого я уже не знаю.
41:21
Можете попробовать двух-трех.
41:23
Если из двух-трех вам никто не подойдет, значит, метод вам не подходит.
41:27
Вы не в том состоянии, чтобы расстановка могла вам что-то принести.
41:30
Если движение происходит, то вы в том состоянии, как бы безумно или, наоборот, разумно ни звучал ваш запрос.
41:39
А.С.: Мне кажется: то, что ты говоришь, уже звучит безумно,
41:43
потому что здесь нет общепринятой логики, общепринятой системы.
41:47
Е.В.: Нет логики.
41:48
А.С.: И каких-то закономерностей. И все, о чем мы сегодня говорили, это очень тонко, интуитивно.
41:53
И, знаешь, такое ощущение, это очень легкие прикосновения к чему-то. Может быть, к душе.
41:58
Может быть, к полю. Может, к самому себе.
42:00
Е.В.: Да.
42:02
А.С.: Интересно. Я не знаю, стало ли нашим слушателям яснее после нашей беседы.
42:07
У меня ощущение, что мы пошли в какую-то трепетность и тонкость.
42:11
Е.В.: Да. Это так и есть. Это очень тонкий метод.
42:14
А.С.: Это очень тонкий метод.
42:15
Е.В.: Это очень тонкий метод. Это, действительно, встреча душ.
42:18
Как минимум - двух: расстановщика и клиента. Но обычно также и в группе.
42:24
Для меня очень важно, что это групповая работа.
42:26
И я лично работаю почти исключительно в группе, за очень редким исключением.
42:31
И для меня очень важно, что есть группа и есть люди, которые готовы разделять истории друг друга,
42:35
которые готовы соприкасаться с болью, в том числе иногда и в прямом смысле слова, без исключения.
42:40
С вековой болью. В том числе с болью больших событий, таких как война.
42:45
В том числе с индивидуальной болью. В том числе с интимной болью, такой как аборт или потеря ребенка.
42:50
С любой болью. С любой человеческой болью.
42:54
Десять, или двадцать, или двести, казалось бы, случайно собравшихся людей могут иметь дело, и это исцеляет.
42:59
Для меня этот процесс имеет очень большую ценность.
43:02
Не только метод, которым я владею (хотя это очень странное заявление, что я им владею),
43:07
но и пространство, которое может быть создано. И это исцеляющее пространство.
43:11
И там надо совершать очень тонкие движения, чтобы прошлое ушло в прошлое,
а жизнь открылась для настоящего.
Комментарии